Нечаянные радости

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нечаянные радости
Постер фильма
Жанры драма
мистика
Режиссёр Рустам Хамдамов
Авторы
сценария
Андрей Кончаловский
Фридрих Горенштейн
Рустам Хамдамов
Евгений Харитонов
В главных
ролях
Елена Соловей
Наталья Лебле
Эммануил Виторган
Юрий Назаров
Татьяна Самойлова
Оператор Илья Миньковецкий
Кинокомпания Киностудия «Мосфильм». Экспериментальное творческое объединение
Длительность 20 минут (сохранившийся материал)
Бюджет 380 тыс. рублей[1]
Страна  СССР
Язык русский
Год 1972—1974
IMDb ID 0480562

«Нечаянные радости» — незавершённый и утраченный фильм режиссёра Рустама Хамдамова, снимавшийся в 1972—1974 годах. Художник-постановщик — Теодор Тэжик. Был уничтожен по приказу руководства «Мосфильма» из-за несоответствия отснятого материала сценарию, написанному Андреем Кончаловским и Фридрихом Горенштейном по мотивам биографии актрисы немого кино Веры Холодной. Главные роли в фильме сыграли Елена Соловей, Наталья Лебле и Эммануил Виторган.

В 1975 году фильм был переснят режиссёром Никитой Михалковым под названием «Раба любви». Главную роль в новом фильме также исполнила Елена Соловей.

Андрей Кончаловский начал придумывать сценарий к комедийному ретро-фильму под названием «Нечаянные радости» вместе с Геннадием Шпаликовым для актрисы Инны Гулая, жены Шпаликова, которая была чем-то похожа на Веру Холодную, но дописывал его вместе с Фридрихом Горенштейном. Кончаловский порекомендовал Хамдамова, недавно закончившего ВГИК, генеральному директору «Мосфильма» Николаю Сизову в качестве режиссёра для будущего фильма. Во время съёмок Кончаловского, а затем и Хамдамова вызвали на худсовет и попросили объяснить, по какому сценарию он снимает фильм. Хамдамов ответил, что утверждённый вариант сценария ему не нравится и он хочет снимать «свою историю», но когда его попросили предоставить синопсис, бросил съёмки и уехал в Ташкент. После этого Кончаловский отдал фильм Никите Михалкову[2].

Съемки фильма проходили в 1972—1974 годах. После планового смытия плёнок фильма сохранились только три фрагмента рабочих материалов («Рассказ режиссёра Осипа Прокудина-Горского», «Разговор на лестнице» и «Разговор на шоссе»)[3]. Позже эти фрагменты вошли в первый законченный полнометражный фильм Хамдамова «Anna Karamazoff» (1991), где они показаны как «фильм в фильме» (фильм, который героиня Жанны Моро смотрит в кинотеатре).

События Гражданской войны в России не позволяют участникам съёмочной группы из Москвы продолжить съёмки немого фильма «Раба любви», которые проходят в Крыму. Главную роль в фильме режиссёра Осипа Прокудина-Горского (Эммануил Виторган) должна сыграть кинозвезда Вера Николаевна (Елена Соловей), у которой есть двое детей-близнецов, и очень похожая на неё сестра Надежда (Наталья Лебле). Во время вынужденного перерыва актёры блуждают по студии в костюмах прошлых столетий. Режиссёр Прокудин-Горский коллекционирует ковры, интересуется мистикой, в частности, философией Георгия Гурджиева, и мечтает спасти Россию. Старик, занимающийся починкой ковров, рассказывает ему легенду про волшебный ковёр, который может подарить царству мир и благоденствие на сто лет, если на нём прольётся кровь невинного человека. Ковёр этот раньше принадлежал эмиру из Бухары, но сейчас находится в Крыму и его можно найти. Вместе с сёстрами Прокудин-Горский покупает ковёр у торговки рыбой (Татьяна Самойлова) и рассказывает о том, что он хочет постелить ковёр на поле битвы, чтобы остановить братоубийственную войну. Вера и Надежда сначала отказываются верить в поверье, но Прокудину-Горскому удаётся переубедить их и попросить знакомого белого генерала Гришина-Алмазова пронести ковёр на фронт. Там Прокудин-Горский погибает под ударами сабель и падает на ковёр, но война не останавливается. Во время похорон происходит ссора сестёр, у Веры Николаевны начинается нервная лихорадка и она вскоре тоже умирает. Надежда разрезает ковёр на две части и зарывает их в могилы Прокудина-Горского и Веры[4].

Надежда забирает детей и решает вернуться в Москву. Когда поезд проезжает по побережью мимо разрушенной кинофабрики, они видят женщину (Татьяна Самойлова), которая прокралась на студию и переоделась в костюм Дианы-охотницы. Женщина забирается на скалу и пускает стрелу в сторону солнца[5]. Почти через двадцать лет с похожей сцены начнётся следующий фильм Хамдамова «Anna Karamazoff».

Примечания

[править | править код]
  1. Лебешев П. Т. Павел Лебешев. Хочется сделать праздник. — М.: АСТ, Зебра Е, 2009. — 224 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-94663-889-0.
  2. Кончаловский А. С. Из истории сценария фильма «Нечаянные радости» // Свой, № 8, 2005. — С. 38.
  3. Литвинов В. М. Рукописи не горят. К публикации материалов уничтоженного фильма «Нечаянные радости» // Киносценарии, 1993. — № 3. — С. 5.
  4. Сюжет фильма Рустама Хамдамова «Нечаянные радости». В пересказе, составленном по воспоминаниям участников съемок // Киносценарии, 1993. — № 3. — С. 13.
  5. Сюжет фильма Рустама Хамдамова «Нечаянные радости». В пересказе, составленном по воспоминаниям участников съёмок // Киносценарии, 1993. — № 3. — С. 14.